Меню
Favorite Music > Кинолента > МТС.Джинс.Ночной дозвон

Голосовать:
Комменты (0)

Ссылка
МТС.Джинс.Ночной дозвон




  Вначале было Nescafe… а отнюдь не договор. Именно так уверяют зрителей молодой режиссер рекламных роликов и начинающие продавцы скрытой рекламы в крупнобюджетной экранизации романа Сергея Лукьяненко "Ночной дозор".
  К своему удивлению я, не читавший трилогии Лукьяненко, обнаружил, что история о борьбе добра и зла повествует о трудовых буднях современных российских вампиров, которые именуют себя иными. Очевидно, в целях конспирации. Хорошие иные пыжатся изо всех сил и пьют свиную, коровью кровь, на худой конец - плазму, и выдают лицензии на убийство плохим. Так устроен мир.
  Кто он - современный российский иной, стоящий на страже безопасных снов человечества? Он не такой как все - было бы глупо. Он, без сомнения, герой. Существо, отдавшее всю свою суть, всю жизнь без остатка работе, не может именоваться иначе (не будучи иным). Он - воин Ночного дозора, он - усердный труженик ГорСвета, МосГорЭнерго, ГорЭпидНадзора и пр. Надо лишь пристальней оглядеться вокруг, чтобы увидеть этого перепачканного, окровавленного героя, который вновь срывается посреди ночи на спецзадание на своей удивительной машине, чтобы снять сглаз или порчу, заварить кашу и задать жару плохим парням.
  О, плохие парни! Они - это совершенно другая история. Они - работники МосГорЛифта, звезды шоу-бизнеса, они блещут на сцене, покрывают матом журналистов, сосут не только кровь, но еще и деньги. Плохим, бесспорно, быть веселей!
  В целом, рекламный плакат фильма - плод труда какого-то старосоветского матерого дизайнера - с изображением главного героя на перевес с лампой дневного света очень точно отражает суть представления, протяженностью в два без пяти минут часа, а на деле уместившегося в одной финальной песенке в стиле "Стоп наркотик".
  Во времена перестройки, когда наше великое кино было принято считать безвозвратно потерянным, оказалось, что фильмы все-таки снимали, и, в конце концов, они были показаны зрителю. Правда, зритель не принял их, потому что засилье насилия, обнаженье скрытых нарывов общества, хоть и отражало действительность, но не лечило ее.
  Кино этого времени принято называть, словом которое я недолюбливаю, - чернуха ("Чернуха расцвела в эпоху перестройки, когда сцену заполонили патологоанатомические истории, сюжеты из жизни бомжей, проституток и уголовников"). На экраны повалили фильмы, никем не модерируемые, с порой неадекватным уровнем насилия и демонстрации обнаженки (не эротики и не порнографии, а именно кадров, где демонстрация обнаженного человеческого тела была, словно не пришей кобыле…) даже в тех сценах, которые можно было снять мягче и профессиональнее.
  "Ночной дозор" с первых кадров демонстрирует характерные черты "перестроечного" жанра, кровь льется и пьется, но сделано это не красиво, не стильно. В то же время, о вампирах снято столько качественных фильмов, которые поднимают эту избитую тему на новый уровень, только их родина находится по ту сторону океана. Даже недавний образец жанра "Другой мир" - явно проигрывающий "Ночному дозору" по напряженности сюжета - смотрится приятнее. Вампиры и прочая нечисть, затянутые в кожу а-ля "Матрица", выглядят там ухоженными, идущими в ногу с модой, обеспеченными представителями иной, пускай, уж если на то пошло, высшей расы.
  Вне сомнения, спецэффекты в "Ночном дозоре" выполнены на высоком уровне и не позволяют однозначно отнести фильм к категории "чернухи", даже если бы такая существовала в перечне современных киножанров. Но они вклеены в фильм столь же броско, не аккуратно и не к месту, сколь и так называемая скрытая реклама, которая прерывает фильм ничуть не хуже рекламных блоков на телевиденье.
  Полученная в итоге сборная солянка, как я могу судить по отзывам в Интернете, сильно отличается от оригинальной книги. Поклонники советской фантастики и творчества Лукьяненко, возможно, будут оскорблены перевранным сюжетом и количеством рекламы. Не читавшие трилогии, это, скорее всего, подростки, скажут, что "это - круто". Еще бы, ведь в конце к тому же звучит такой модный рэпак!
  Справедливости ради, надо отметить, что оригинальности добавляет фильму русский народный колорит в лице бабки-колдуньи и душевных мучений одинокой девушки Светланы, проклявшей себя и свою жизнь. Пусть даже эти невидимые материи лежат в области парапсихологии, они выглядят естественней перемежающихся сцен с выяснениями отношений между иными. Они словно подсказывают зрителю, что в стране, где МТС покупают целую съемочную бригаду фильма, существуют силы, обладающие властью космического масштаба, способные уничтожить или изменить судьбу, жизнь человека, сколько бы денег за ним не стояло.
  Каким бы смешным ни казалось вам это сравнение, но на ум мне приходит лишь одна книга и все ее экранизации, оказавшаяся в подобной ситуации, - это "Мастер и Маргарита" Булгакова. Самая мощная антитеза этого произведения, на мой взгляд, - проявление потусторонних сил в советской России, где нет не только Бога, но и сама атмосфера не располагает к мистическим фантазиям на эту тему. Точно так же и с фильмом "Ночной дозор": атмосфера Москвы с ее неоновыми рекламами не располагает к вере в усердных тружеников ГорСвета, но от полного провала спасает этот самый колорит.
  Вывод прост и он, слава создателям фильма, выражен в хорошем финале. Человек появляется на белый свет не по своей воле, и не в его власти покидать этот свет, однако, ответственность за свою жизнь на этом свете он несет сам. Пускай, ему неподконтрольны подводные течения этого мира, но что-то определенно есть, и прежде чем разбрасываться неосторожными словами, таить обиду на родных, жаждать мести врагам, надо хорошенько подумать - не аукнется ли эту чувство в обратном направлении.

© 2004 Vasiliy Kozlov

Распространение материалов сайта Favorite Music без уведомления авторов запрещено. Copyright © 2001-2010 Basil

15.12.17 01:49 GMT