Меню
Favorite Music > Кинолента > Голливуд десятилетиями

50-ые - 90-ые.

Голосовать:
Комменты (0)

Рейтинг

Средняя оценка участников (от 1 до 10) : Пока не оценено   
Проголосовавших: 0

Ссылка
Голливуд десятилетиями


   Долго же я ждал того момента, когда смогу вновь увидеть фильмы, которые произвели на меня впечатление 10 лет назад, когда мощнейший поток западного кино хлынул на наши отечественные кино- и телеэкраны. Почти 10 лет и ждал. Дело в том, что по разным причинам я потерял какие-либо опознавательные знаки тех лент, кроме общих полуразмытых черт, запечатлевших в детской памяти моменты, совершенно чуждые моей нынешней психике. Причин было много, одна из них, наиболее общая, сводилась к намеренной неряшливости пиратской братии, коверкавшей имена актеров и режиссеров, вешавшей на одни и те же фильмы ярлыки с разными названиями, и, конечно же, моей детской неосведомленности в вопросе «Кто есть кто в Голливуде». Впрочем, определившись с именами, современная кинопрокатная индустрия по-прежнему грешит словоблудием в переводах названий в угоду кассовой окупаемости картин, но это другая кино-тема. Тем не менее, я не устану отдавать должное видеопиратам: определенные фильмы, появившиеся на отечественных развалах в определенных переводах, стали классическими и в современное лицензированное настоящее взяли с собой свои яркие имена именно из пиратского прошлого. Попробуйте, допустим, найти в словаре "Die Hard", вольный перевод которого – "Крепкий орешек".

   Повторная встреча состоялась благодаря все тем же пиратам, решившим вдохнуть в старые ленты новизну через современные носители информации. Новая упаковка не всегда приносила ожидаемые результаты, не всегда я испытывал тот же восторг, что и при первом просмотре. Ничего странного в этом нет, я уже далеко не единожды находил через фильмы подтверждение изменений в своей сложной натуре. Она, как впрочем, и вся продукция Голливуда за десятилетие изменилась в более сложную сторону, стала изощреннее избирать реагенты, вызывающие эмоциональный всплеск в моей душе.

   Возможно, здесь можно проложить параллели с этапами моей собственной жизни, но мне, как стороннему наблюдателю, этапы трансформаций Голливуда видятся четче, нежели свои темные закоулки жизненного пути.

   Я не буду ругать творения современных тенденций в американском кино, как принято говорить о любых современных деятелях и деяниях, ставя их в сравнение с заслугами прошлого. Но замечу, что 50-ые и 80-ые мне гораздо ближе и симпатичней. С этих периодов началось мое знакомство с Голливудским кино.

   На середину 50-х годов прошлого столетия пришелся мюзикальный бум. В формате мюзикла, казалось, можно было рассказать любую историю. Фильмы создавались искрометными, картонными от изгороди перед пригородным домом и до панорамы закатного неба за домом, и, конечно, с идеально простой историей, от души разбавленной музыкальными номерами. Каждый такой «киноконцерт» заканчивался тематической песней и торжеством добродетели. Впрочем, помимо мюзиклов выпускались еще вестерны, гангстерские детективы, масштабные исторические фильмы и даже хичкоковские триллеры. Но все они оставались верны романтическому духу той музыкальной эпохи, показывая зрителю счастливый мир из рекламного ролика.

   Фильм, который я всегда буду причислять к шедеврам, чему я нашел подтверждение в испытании временем, относится к 1956 году и называется «Поющие под дождем». Простая история появления и расцвета звукового кино, рассказанная в масштабе одного любовного треугольника голливудских звезд, поистине смотрится на одном дыхании.

   Конечно, 10 лет спустя я воспринимю не все музыкальные номера с былым энтузиазмом, уже больше обращю внимание на чисто технические режиссерские приемы монтажа и композиции эпизодов, которые все же уступают своей простотой теперешним изыскам. Однако, таланту Джина Келли, кому принадлежит главная мужская роль этого мюзикла, надо отдать должное. Все мы, наверняка, наслышаны, насколько весела и ужасно трудна работа актера, какие только профессии ни приходится осваивать в процессе работы над очередным фильмом! Только вот, эти новоявленные профессионалы пусть и смотрятся убедительно на большом экране, все равно – лишь подделка, экран, антураж, актерское притворство. Тогда как талант Келли-актера, Келли-танцора, Келли-певца и Келли-режиссера убедителен потому, что расцветает на родной почве. Не будь кино, Джин Келли не пропал, он делал бы все то же самое, только на сцене театра. «Поющие под дождем» никак нельзя назвать авторским кино. Примерно таким, каким иногда получается фильм, когда, наконец, сам автор недооцененного сценария дорвался до съемок и сам воплощает свою историю в жизнь на стезе актера, режиссера и редактора. В «Поющие под дождем» Джин Келли-певец и режиссер естественен, потому что для этого великого актера было естественным петь, танцевать и лаконично совмещать эти процессы.

   Возможно, кого-то заденет мой дифирамб в адрес Джина Келли, когда рядом светились звезды Кларка Гейбла, Френка Синатры, Вивьен Ли, но таково величие шута – величие не серьезное.

   Дух музыкальной эпохи 50-х развеялся в следующих двух десятилетиях песнями Биттлз, движением хиппи, войной во Вьетнаме и накопившейся жаждой реализма. Музыкальный романтизм перенял Болливуд, который до сих пор продолжает из любого жанра делать мюзикл. Правда, я не воспринимаю музыкальный боевик в качестве мюзикла, и для меня он остается просто индийским кино, которое, впрочем, само по себе, не лишено своего собственного обаяния.

   60-ые стали ответом разгоревшейся вьетнамской войне, периодом реализма практически во всех сферах жизни: политике, СМИ, медицине и пр., безусловно обнажая доселе умалчиваемые темные стороны человеческой натуры. Запал изголодавшейся публики был настолько огромен, что этой темы хватило аж на 2 десятилетия.

   Яркий пример – оскароносная картина Джона Шлезингера «Полуночный ковбой» (1969) с Дастином Хоффманом и Джоном Войтом, открывшая американцам глаза на то, что мужчина тоже может зарабатывать деньги своим телом. Вообще звезда Дастина Хоффмана загорелась именно в этот период не с проста: его небольшой рост, сложная структура лица и документальная манера игры – соответствовали духу реалистического кино. Даже комедия «Тутси», выпушенная в начале 80-ых, стала настоящей комедией для меня только потому, что юмор в ней не был оторван от реальности. Проще говоря, такая история вполне могла произойти в реальной жизни.

   Еще одной «страшной» лентой этой эпохи останется экранизация романа Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки» (1975), выполненная Милошем Форманом. Конечно, не могу оставить без упоминания его же «Волосы» (1979) – как дань всей эпохе в целом: и мюзиклу, и страху перед запахом войны. Фильм «Волосы» тоже шокирует в каком-то смысле. Не так, как делал это в 60-ые оригинальный мюзикл, поставленный командой энтузиастов. Форман – пример режиссерского духа Голливудской эпохи реализма – не вскрывает социальное нагноение на большом экране, не выносит язву на освещенную сцену, он позволяет зрителю самому представить, что происходит там, за кулисами в коварном полумраке человеческих пороков.

   Пожалуй, именно такая особенность не позволила этим реалистичным фильмам скатиться до низкроразрядной чернухи и вызывать у зрителя лишь отвращение, вместо праведного гнева.

   В начале 80-ых сняты такие драматические фильмы как «Силквуд» Майка Николса и «Маска» с Шер, но в прокате уже три года идут «Звездные войны» Лукаса. Зритель устал от реализма, и в кино, как в моде, наступает переориентация основных течений с возвратом к прошлому, но на новом технологическом уровне.

   Помню, после просмотра первого эпизода «Звездных войн», я немного огорчился, заметив, что в наше время для Голливуда нет ничего невозможного. Но тогда еще каждый фильм был небольшим инженерным подвигом.

   Выстреливает большинство нынешних Голливудских звезд мировой величины, Стивен Спилберг творит с размахом, появляется множество фильмов со спецэффектами: «Инопланетянин», «Назад в будущее», «Индиана Джонс», римейк «Кинг-Конга» и т. п.

   Истории таких просты и порой наивны, как в абсолютно не правдоподобной картине 1986 года «Короткое замыкание», где некондиционный военный робот объявляет себя живым и демонстрирует небывалые способности искусственного интеллекта. Недальновидные военные пытаются уничтожить отщепенца и только девушка, предпочитающая общество животных обществу людей, пытается его спасти. Однако фильм оказывается настолько популярен, и я помню, свой детский восторг после его просмотра, что через два года снимают продолжение. Сегодня же я посмотрел этот фильм лишь на волне тех детских воспоминаний, которые жили во мне несколько лет, и понял, что теперь отложу фильм на дальнюю полку и вернусь к нему только, чтобы, может быть, показать свои детям.

   Или еще одна картина с участием тогда еще совсем молодого Кину Ривза «Невероятные приключения Билла и Теда» (1991), которая стала очень запоминающимся воспоминанием моего детства. Фантастическая история, но которая даже в своей нереальной теме нарушила все неписанные законы фантастики в области путешествий во времени, начиная с такого довольно избитого факта, как запрет на встречу со своим двойником. Все же фильм стал популярным, а нашему зрителю стараниями пиратских переводчиков подарил стареющее уже слово «чувак». Сейчас я, раздобыв наконец «Невероятные…», уже абсолютно точно знал, что это подростковый фильм, не даром ему предшествовал логотип Уолта Диснея.

   Нынче остается только удивляться и гадать, кто был так наивен 20 лет назад: зрители или режиссеры со сценаристами. Можно сделать скидку на то, что я был ребенком и смотрел фильмы, которые по своей сути были сняты для детской аудитории. Например, те же самые «Звездные войны» совершенно не уловимы в части политической логики сюжета, а концовки даже современных – казалось бы, уже подверженных модным нынче тенденциям – серий по-прежнему наполнены глупой детской радостью, ведь сценарии для них были написаны более чем 20 лет назад. Ставшие классическими фильмы с Арнольдом Шварценеггером были сняты всерьез, убедительно и собрали не мало денег, но «Коммандос» и «Вспомнить все», не говоря уже о таком «раритете» как «Рыжая Соня», – по своей простоте смахивают на кино для юного зрителя. Нет, ни за что это сравнение не умаляет их качественности и, пока кино не вышло на другой совершенно фантастический уровень, они будут радовать своих зрителей. Возможно, все дело в их простоте…

   Вообще, 80-ые как эпоха Голливудского романтизма подарили нам множество нереальных картин различных жанров, среди них – комедии («Полицейская академия», «Горячие головы», «Голый пистолет») и фильмы ужасов («Вой», «Пятница 13-ое», «Кошмар на улице Вязов»).

   Этому периоду можно посветить много слов и все равно не охватить всех блистательных фильмов, которые вышли под маркой 80-ых, но неизбежно придется уткнуться в 90-ые и настоящие. Здесь есть разные фильмы, здесь уже нет простоты, здесь изо всех сил ломают созданные прошлым десятилетием стереотипы вплоть до откровенного дурачества на экране. Для меня, как помнится в то время наиболее внимательно интересовавшимся кино, эпоха романтизма закончилась с появлением двух фильмов – это «Джуманджи» и «Тень». В первом компьютерная графика совершенно перекрыла талант нестареющего Робина Уильямса, а во втором Алек Болдуин разочаровал, разыграв обыкновенную роль супермена в красивой, но не заправленной изюмом постановке. С той поры любители комиксов штампуют подобные фильмы («Сорви-голова», «Чертенок») каждый год, и забываем мы их вовсе не потому что снимают их столь часто.

   В целом, кинематограф каждого периода отражает преобладающие общественные взгляды на жизнь. Голливудский кинематограф сейчас, мне кажется, в поиске. Он начал с того, что позволил Брюсу Уиллису допустить гибель целого пассажирского самолета, но потом запретил Терминатору убивать людей. По заказу ли или не сознательно он подготовил реальный мир к терроризму и масштабным катаклизмам и вновь бросился прочь от реалий к третьей экранизации «Кинг-Конга». За спецэффектами режиссеры потеряли живых актеров и напрочь забыли о сюжете, как главной составляющей художественного фильма, перестали вытягивать из каждого эпизода по максимуму и подхватили бестолковую тенденцию рассказывать одну историю в нескольких фильмах.

   Не буду заканчивать свой краткий обзор о том, как все сейчас «плохо». Безусловно, кризис Голливудского кинематографа дает о себе знать, но это так же безусловно, как и «большое видится на расстоянье», поэтому не будем спешить с выводами. 2000-ые когда-нибудь закончатся, я в очередной раз пересмотрю фильмы 10-летней давности и тогда уж заявлю о них со всей адекватностью…


Василий Козлов

Распространение материалов сайта Favorite Music без уведомления авторов запрещено. Copyright © 2001-2010 Basil

21.10.17 13:11 GMT